Диагностика сцены

Written by syedin on . Posted in Музыка

Вроде бы в прошлом году писал текст для журнала Life Voyager, сейчас его случайно обнаружил.

«Что такое казахстанский шоу-бизнес и с чем его едят?» – спросили мы у Андрея Съедина. Он почесал в затылке, вспомнил молодость, немного побрюзжал и выдал следующую мысль: казахстанский шоу-бизнес – вещь, которая вроде бы есть, а вроде бы и нет ее.

show-business-01

Лет пять назад я работал в еженедельной газете, в которой вел светскую хронику. Каждую неделю я посещал минимум 5-6 событий: вечеринок, презентаций, открытий – и каждую неделю хотя бы один из описываемых сюжетов вызывал гнев и негодование некоторых читателей. Читатели эти, как правило, имели самое прямое отношение к герою статьи, то есть являлись кровными родственниками, продюсерами или фанатами. Их возмущение выливалось в крик и ор, поэтому, когда разговор по редакционному телефону начинался со слов «А это Андрей, да? Съедин, да?» – в ста случаях из ста можно было ждать «разбора полетов». С большинством удавалось договориться по телефону, доходчиво объяснив свою позицию. Некоторым, чтобы не терять время, можно было наврать, что газету нашу никто не читает, тираж маленький, да и вообще, то, что заметка попалась на глаза обиженному, – большое чудо.

show-business-02

Но однажды позвонила старшая сестра Бейбута К. – восходящей звезды казахстанской эстрады. За неделю до этого Бейбут представил свой новый (возможно, даже дебютный) альбом. А я в красках описал презентацию: сам Бейбут в дешевом черном костюме энергично двигался под фонограмму, позади него приспешники (в таких же костюмах) долбили пальцами по неподключенным синтезаторам. Это можно было бы списать на какие-то ментальные особенности слушателей, для которых поет Бейбут, но музыка! Музыка была таким недоразумением, таким атавизмом из прошлого века, что становилось стыдно – не за Бейбута, за себя, за то, что эта звуковая информация вливается в мои уши. В заметке я описал музыкальную составляющую альбома великого казахского певца как нечто среднее между ранними «Руки вверх!» и поздней Таней Овсиенко.

show-business-03

Все эти метафоры мне с лихвой аукнулись в телефонном разговоре: сестра Бейбута кричала, что я не могу писать таких текстов, потому что не знаю всей трогательной истории, что «мальчик всю семью тянет из говна, а я, падла такой, его в это говно обратно окунаю». Я сказал, что слушателям не важны бэкграунд и условия, в которых писался диск. Мне пообещали выбить зубы.

И это не прецедент, а будничная практика: журналистам запрещается писать критические заметки. Не напрямую, конечно, – у всех это происходит по-разному. Где-то главред диктует редакционную политику «повиновения и восхваления» – иначе никто потом интервью не даст. У кого-то внутренняя самоцензура работает в связке с инстинктом самосохранения: мол, не пиши плохо – целее будешь. Поэтому, судя по публикациям, в отечественном шоу-бизнесе все шоколадно.

Критерием качества для казахстанцев является сотрудничество местной звезды с заграничными гуру. Одним клип снимает режиссер из Питера, другим костюмы шьет московский костюмер, третьих протежирует Игорь Крутой. При этом режиссер может не присутствовать на съемках, костюмер работать над эскизами заочно, а Крутой – просто проходил мимо. Зато эти факты очень вкусно подаются в пресс-релизах, которые любят голодные до информационных поводов журналисты. Писаки в свою очередь выносят «самое главное» в заголовок, а в тексте расписывают детали: сколько стоит клип у питерца, костюм у москвички и само внимание самого Крутого.

show-business-04

Сами пишем, сами пляшем – получается полная противоположность заповеди «не создай себе кумира». Ибо сами создаем из пустого значимое, сами верим в масштабность проделанной работы, а продюсеры собирают сливки, то есть продают своих подопечных (преимущественно на корпоративы). И это главный критерий успешности музыкального проекта. Ибо казахстанский шоу-бизнес функционирует по своим законам, идет по своему пути.

Объясняю: на Западе артист выпускает альбом, чтобы заработать на его продаже. Фотосессии, интервью и самое главное – концертный тур – все это делается для того, чтобы продать как можно больше копий альбома. Именно поэтому западная музыкальная индустрия так озабочена страшными темпами падения продаж дисков в последние годы, именно поэтому в некоторых странах Европы скачивание mp3 карается законом, именно поэтому за последние три года на сцену вернулось столько коллективов из прошлого: у этих музыкальных ветеранов своя пенсия в виде отчислений за проданные диски. И с каждым годом эта пенсия уменьшается. Выход один: вернуться на сцену, объявить об этом как можно громче, а дальше сориентироваться по ситуации. Британская пресса уже окрестила это явление «реюнионом».

В Казахстане все по-другому, примерная схема выглядит так.

Первое: нужно заказать песню крутому сонграйтеру, знающему, как написать хит для местной публики.

Второе: снять на эту песню клип (если позволяет бюджет, одинаково хорошо пройдет тема с узбекским режиссером, российским или казахстанским, но живущим и работающим в России).

Третье: на премьеру клипа собрать журналистов, привезти режиссера – для ответов на вопросы. Представителям прессы накрыть стол с бутербродами и красным вином и подарить пару милых, но мелких подарков.

Четвертое: купить много эфирного времени на множестве телеканалов – для показа своего детища.

Можно в довесок на скорую руку слепить альбом, презентовать его, заявить о ближайшем выходе на российский рынок, но в принципе можно ограничиться указанным выше и с этого момента уже начинать зарабатывать. При широкой ротации и надоедливости (то есть узнаваемости) песни на артиста пойдут заказы: устроители корпоративных мероприятий держат нос по ветру, то есть знают, какая песня вскружит голову гостям.

Надо иметь в виду, что на крутые корпоративы возят заграничных звезд разного пошиба, а местных либо вообще не приглашают, либо разогревают ими публику. Чаще первое. Существуют, конечно, уникумы, которые поддерживают исключительно отечественный продукт, но их мало.

Существуют и те, кто приглашает звезд не затем, чтобы петь. Например, один наш очень крупный чиновник любит окружить себя за столом красивыми барышнями, которых крутят по ТВ, потом выпить водочки и обсудить с этими барышнями проблемы насущные. До постели дело, как правило, не доходит: чиновнику хватает простой болтологии.

А тут у продюсера появляются подводные камни: если подопечные женского пола, то, само собой, они привлекают внимание богатых самцов. То есть, если барышни неглупые (что редкость), они понимают, что вся их музыкальная карьера – всего лишь фикция и фарс и самое правильное в такой ситуации – это выгодно выйти замуж. Недавно так распался герлз-бэнд, в который вкладывали деньги на протяжении последних трех лет. Одна девица укатила в Лондон без ведома продюсера (да там и осталась), в другой проснулись музыкальные амбиции – отказалась работать с соучастницами коллектива, третья вот-вот продолжит свой род – ушла в декрет, а четвертая – ни туда и ни сюда. И жесткие рамки контрактов оказались бессмысленными.

А еще наши звезды не умеют пиариться. Каждую из вышеописанных историй можно было раскрутить через правильные каналы и тем самым повысить свою капитализацию. Ну, например: существует красивый эстрадный дуэт, который на протяжении всего своего существования заявлял о верности и преданности друг другу. Оба – и мальчик, и девочка – умеют петь, хорошо сложены и довольно часто дают интервью. Но вот незадача: пара распалась. То есть в музыкальном плане все в порядке: они продолжают петь и выступать вместе, но личная жизнь теперь у каждого своя. Однако девочка продолжает бегать к мальчику: она слишком привыкла к его телу, и они продолжают встречаться – украдкой, изредка и только для секса.

Ну вот – это же бомба! Это же офигительный материал, который скушает вся местная общественность – от школьниц до старушек, прекрасный информационный повод для какого-нибудь таблоида. Но таблоидов у нас нет, потому что нет в них надобности.

Музыкальные премии – также явление для Казахстана чуждое. Нет, бывают, конечно, попытки, но долгих лет жизни у этих попыток не наблюдается. На «Евровидение» нас не пускают, поэтому юрмальская «Новая волна» – отличный повод отметиться. Здесь как нигде работает принцип «главное не победа, а участие». Вне зависимости от того, какое место займет участник от Казахстана и займет ли вообще, его гонорар после возвращения на родину возрастает в несколько раз, а график выступлений расписывается уже в пути (у директора группы всегда включен роуминг – чтобы не упустить заказ).

Ладно, заканчиваю брюзжать. Думаю, и так понятно, что по факту продюсеры не умеют пиарить, журналюги боятся писать, а музыканты – это атрибут дня рождения шефа. Вот вам и выводы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Tags: , , , , , ,

Trackback from your site.

Comments (7)

  • Nigga

    |

    Да, о «казахстанском шоу-бизнесе» можно еще долго писать всякие смешные истории. А я вот вспомнил еще одну. Про группу NG. Как-то дома находился целую неделю и смотрел в основном только музыкальные каналы по ТВ. Да, прикольно, эта самая группа выкупила по ходу дела все рекламное время у телеканалов и гоняла по ним свои дешевые клипы, и до сих пор еще гоняет. Клипов то наснимали целую дюжину, мотив один и тот же, слова только местами переставляют и ребята в клипе кепками меняются, еще лэйбл какой-то на экране размещают, мол смотрите — почти «Худяков Проджэкт». В итоге от долгова просмотра этих самых художеств меня немного затошнило, поднялась температура, наверное произошло даже помутнение рассудка. Короче принцип следующий — «Если Магомед не идет к горе, гора придет к Магомеду», не хотите слушать нашу блювотину, мы вам ее сами в горло зальем. В одном из клипов увидел ту же самую Тойоту кабриолет желтую, что и видел в клипе уже не существующей группы, которые пели про всякие там бренды. не помню их название. У нас что, в Алмате тачек больше нет, или Тойота это национальный автомобиль, хотя, в принципе, она смахивает на Порше, круто.:)))
    А, вот еще вспомнил, группа «Метисы». Их репертуар ничем не отличается от репертуара предыдущей группы. В последнем клипе я заметил стриптизершу из не помню какого-то заведения и жесткий закос под Тимати — тачки, бабки и телки, отличие только в том, что все это только слова. Кого бы еще вспомнить… Ерболат, так его вроде зовут. Называется взяли клип Ди Эм Икса и перевели его на казахстанкий лад. Ладно, надоело уже.

    Reply

    • syedin

      |

      где лучшие девченки? у нас в клубе! ))))

      Reply

  • Pi4kileniw

    |

    Отличная статья!!
    Нет желания смотреть местные музыкальные каналы, из-за присутствия такого рода «музыкантов».

    Reply

    • syedin

      |

      телик сам по себе — зло

      Reply

  • Dominika

    |

    на самом деле эти группы вы не поверите….их слушают!!!! Сама была в шоке!
    Как то с коллегой по работе ( в страховой компании), молодым человеком лет 22… мы ехали в машине. Музыка играла тихо и я не прислушивалась… Тут он с возгласом «это же… Мистерионс» (или как там правильно) сделал звук просто оглушительным! Распальцовка тут же появилась… это надо было видеть! Он поворачивается ко мне пытаясь перекричать музыку и сспрашивает, а тебе нравится???
    Выяснилось что там стоял диск отечественной эстрады….
    Чтобы не показаться невоспитанной, я попросила сделать тише, сославшись на головнуюболь………

    Reply

    • syedin

      |

      надо было попросить выйти из машины )

      Reply

  • Nigga

    |

    Это все от нехватки воображения, развитого ума и глупости. Ведь на кого в основном направлена эта музыка? На таких дурачков, которые ходят в заведения типа Go Go Bar и одевают розовую майку боди, крассные спортивные штаны и черные очки. вообще не хотел обсуждать эту тему, дабы не опускаться на их уровень, но тема все таки такая интересная.:)))

    Reply

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.